by     29.10.2021

Преданья старины глубокой



ОПИСАНИЕ НАРОДНЫХ КОСТЮМОВ СЕЛ НИЖНЕДЕВИЦКОГО РАЙОНА

Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, всегда был достаточно разнообразен. Не являются исключением и костюмы Нижнедевицкого района.

Красочен и самобытен женский костюм села Новая Ольшанка Нижнедевицкого района конца ХIХ начала ХХ века. В старинных ольшанских костюмах, сшитых народными мастерицами и сохранившихся до настоящего времени, выступали участницы фольклорного ансамбля «Старинушка», существующего в с. Новая Ольшанка с 1947 г. Старейшая участница ансамбля рассказывала, как ее прабабушка и бабушка сами ткали ткань для поневы черного цвета. Чтобы юбка была более пышной, ее носили с подьюбником («подбелом»), который украшали кружевами. Праздничные юбки украшали по подолу нашивками из лент, тесьмы, позумента. Неотъемлемой частью традиционного костюма был пояс с «махрами». «Махры» делали под цвета радуги, украшали дорогими лентами и позументами, которые покупали у китайских купцов, носивших товар по селу. У них же приобретали материал на «красный стан», так называли рубаху. В состав костюма входит завеска, красного цвета (в виде фартука), украшенная позументом и ленками (лентами), — поддушник, прикрывал ворот рубахи, —подпружка — сшитые из неширокой полосы ткани в виде стойки на твердой основе скрепляли сзади завеску. Обязательный элемент костюма – шелковый платок с золотом, сшитый из материала, купленного также у китайских купцов. Под него крестьянки надевали «шлычок» — мягкую шапочку из ситца с красиво расшитым «очельем» — налобником из ткани бордового цвета, украшенный бисером. Сверху рубахи и завески носили нагрудное женское украшение «ленка» с «талисманчиком» — иконкой и разнообразные бусы.

Девичий сарафан села Новая Ольшанка.

Глухой косоклинный сарафан относится к древнейшему типу сарафана. Его шили из черной шерсти — «волосени». Для этого полотно перегибали пополам, делали вырез для головы, в бока вставляли клинья. Сверху сарафана одевалась белая «завеска» – туникообразный передник, сзади по длине – до лопаток, спереди – короткая, украшенная тканым узором по низу, с узкими прямыми рукавами. Низ рукава отделан кружевом. Неотъемлемой частью традиционного костюма был пояс. Головной убор девушки – «венец», представлял собой повязку из парчи или позумента с подложкой из картона или грубого холста. Венец украшали бисером, блестками, махрами из разноцветной шерсти.

Женский комплект одежды села Нижнее Турово.

В него входит домотканая понева черного цвета. Надо заметить, что черный цвет – цвет земли и покоя, постоянства, преданно­сти, один из самых любимых в Воронежской губернии. Рубаха имеет спереди и сзади «кокетку», впереди – небольшой разрез и завязка на пуговичке.Передник в Нижнедевицком уезде чаще всего шили из ткани яркого цвета. С поневой обязательно носили пояс-покромку, выт­канный из черной шерсти, длиной 2,5 — 3 м. Концы покромки красиво укра­шали большими ярки­ми прямоугольными лопастями – «позументами», что придавало красоту костюму сзади. По краю их обшивали махрами из разноцвет­ной шерсти, лентами, нашивками из позумента, бисера. В данном комплекте представлен шелковый платок. Существовали разные способы ношения платка. Чаще всего платок складывали по диагонали и покрывали всю голову. Концы платка при этом могли завязываться под подбородком или сзади на шее, иногда концы платка перекрещивали на затылке, поднимали вверх и завязывали на те­мени узлом.

Вязноватовский костюм представлен:

— домотканой поневой черного цвета, — старинной «астаментовой» рубахой малинового цвета,- поясом – покромкой; В женской одежде «талагаев» — жителей восточной части Нижнедевицкого уезда, ис­пользовались наспинные поясные украшения под названием «махорики». «Махорики» изготовляли из картона размером 15 на 15 см, обшитого тканью крас­ного цвета и украшенного нашивками из позумента, бус, пуговиц, блесток. Под­вески-махорики с трех сторон обшивали разноцветной шерстяной бахромой и пришивали к поясу. Платок шелковый с жаккардовым узором и бахромой. Участница Вязноватовского фольклорного ансамбля «Посиделки» хранит головной убор в виде сороки. Это верхняя часть головного убора, надевающаяся поверх кички. Передняя часть называется «чело» или «челышка». Боковые части – «крылья», задняя – «хвост». Они соединяются таким образом, что головной убор принимает форму шапочки с прямоугольным верхом. «Крылья», сшитые с «очельем» и частично с хвостом, имеют завязки, которыми сорока крепится на голове поверх кички. «Подзатыльник» или «подзатылен», представляет кусок ткани, нашитый на твердую основу или простеганный холст и укладывающийся сзади. Он прикрывает волосы на затылке и часть шеи, завязывается вокруг кички под сорокой.

Если Вы желаете познакомится с историческим прошлым Нижнедевицкого края, приглашаем посетить наш краеведческий музей. Общую информацию о нем можно найти на данном сайте в разделе «Достопримечательности» — ссылка  «Исторические и культурные объекты» .





Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться